Сопровождение детей с ОВЗ и детей - инвалидов - муниципальное дошкольное
образовательное учреждение Александровский детский сад Ухоловского муниципального района
Обучение детей – инвалидов и детей с ОВЗ
1.
|
Наличие в ДОО воспитанников-инвалидов и воспитанников
с ОВЗ
|
Нет
детей инвалидов ОВЗ.
|
2
|
Наличие сведений о количестве детей-инвалидов и
детей с ОВЗ
|
0 детей
|
3
|
Наличие нормативных документов, регулирующих процесс
образования детей с ОВЗ
|
0
|
4
|
Индивидуальные программы реабилитации и абилитации
ребенка- инвалида (ИПРА)
|
0
|
5
|
Информация о наличии средств обучения и воспитания,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
|
Специальных средств обучения и воспитания не требуется.
|
6
|
Наличие информации об использовании специальных методов
обучения и воспитания детей с ОВЗ
|
Создана
рабочая группа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.
Имеется Паспорт
доступности для инвалидов объекта и
предоставляемых на нем услуги в сфере образования.
Утвержден план действий, Разработан проект «Доступная
среда».
Имеется Журнал регистрации по инструктированию
ответственных сотрудниов по вопросам обеспечения доступности для инвалидов
объектов и услуг.
|
Информация о созданных условиях в МДОУ Александровский детский
сад для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от
17.05.2017 № 575 "О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на
официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления
информации об образовательной организации"В
1.Установлена кнопка вызова персонала для инвалидов и других
маломобильных групп населения.
2.Размещенны пиктограммы, характеризующие направления
движения, входа, выхода эвакуационных знаков,
3. имеется стоянка для автотранспорта.
4. Организовано инструктирование сотрудников организации с
целью правильного оказания необходимой помощи инвалидам.
5. Имеется
ответственное лицо за организацию данной работы должностного лица.
Наличие специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
|
Не требуется создание особых условий
|
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для
проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, средств обучения
и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами
и детьми с ОВЗ
|
Детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Нет.
|
Обеспечение доступа в здания ОО детей-инвалидов и детей с
ОВЗ
|
Не требуется создание особых условий
|
Условия питания детей-инвалидов и детей с ОВЗ
|
|
Доступ и информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям детей-инвалидов или детей с ОВЗ
|
Не требуется создание особых условий
|
Электронные образовательные ресурсы, к которым
обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ
|
|
Наличие специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
|
Для общей реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в
учреждении имеется мультимедийная установка для проведения занятий, для
индивидуального обучения имеется ноотбук.
|
2. Нормативно-правовая база образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Реализация права на образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых
аспектов государственной политики в сфере образования.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют
документы нескольких уровней:
международные (подписанные
СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция,
законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления,
распоряжения);
ведомственные (Министерства
образования);
региональные (правительственные
и ведомственные).
Международное законодательство в области закрепления права
детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет
более чем полувековую историю развития.
Одним из первых специальных международных актов,
обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на
образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10
декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов
в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные,
экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.
Декларация содержит историческое положение в статье 1:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве
и правах».
Самым значимым международным документом в области защиты
прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13
декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники
признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без
дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники
обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей
жизни».
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном
объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в
жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего
непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение
потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в
общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от
3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах
инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и
приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в
правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе
определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Федеральные документы
Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах
инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом
принципиальных противоречий между нормами нет.
Статья 43 Конституции РФ провозглашает
право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует
гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального
образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать
формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы
ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные
права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».
Основным Федеральным законом, определяющим принципы
государственной политики в области образования, является Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы
образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например,
42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями
здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в
соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон
устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья
42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79
установлены условия организации получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об
образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование -
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья -
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» устанавливает гарантии
получения образования детьми с инвалидностью.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица
инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно
с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают
дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение
инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего
профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются
необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских
дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья
которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях
общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение
детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных
учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения
обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и
обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей
на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов
Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов
Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта
Российской Федерации.
Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных
учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного
образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его
общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми
образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях,
что в целом соответствует конвенции.
Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона
РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998
года № 124-ФЗ:
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются
государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. №
120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями
здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с
отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями
здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа» (утверждена Президентом Российской
Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был
сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет
обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана
универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию
детей-инвалидов.
Документом была предусмотрена разработка и принятие
пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на
разрешение этой проблемы.
В июне 2012 года Президент РФ
подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей
(дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и
дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
- законодательного закрепления правовых механизмов
реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего
и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
- обеспечения предоставления детям качественной
психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных
учреждениях;
- нормативно-правового регулирования порядка финансирования
расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального
обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в
сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея
в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для
разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание
механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и
психолого-медико-педагогических комиссий;
- внедрение современных методик комплексной реабилитации
детей-инвалидов.